НАШ ФОРУМ! ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ! ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ!
ПРАВИЛА ФОРУМА ПОЛИЦИЯ ТЕЛЕФОНЫ НОВОСТИ ПОДМОСКОВЬЯ

НАШ ФОРУМ. ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ МКД. ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » НАШ ФОРУМ. ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ МКД. ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ » Решение Ленинского районного суда Мурманска 01.12.10 №2-3412/10


Решение Ленинского районного суда Мурманска 01.12.10 №2-3412/10

Мотивированное решение изготовлено 06 декабря 2010 года

 

№2-3412/10

 

РЕШЕНИЕ

 

Именем Российской Федерации

 

01 декабря 2010 года город Мурманск

 

Ленинский районный суд г. Мурманска в составе: председательствующего судьи О.Р. Лобановой при секретаре Е.А. Николаевой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Куликова Александра Николаевича к Открытому акционерному обществу «Севжилсервис» о защите прав потребителей,

 

установил:

 

Куликов А.Н. обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу «Севжилсервис» (далее ОАО «Севжилсервис») о защите прав потребителей. В обоснование иска указал, что является собственником квартиры, расположенной по адресу: город Мурманск, улица Хлобыстова, дом 28, корпус 2, квартира 118.

 

16 декабря 2008 года в соответствии Постановлением Правительства РФ от 06 февраля 2006 года № 75 уполномоченный орган - Комитет по развитию городского хозяйства города Мурманска провел конкурс на право управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: улица Хлобыстова, дом 28 корпус 2, в городе Мурманске. ОАО «Севжилсервис» было признано единственным участником конкурса. На основании Договора управления многоквартирным домом от 11 января 2009 года (далее Договор) управлением дома осуществляет управляющая организация - ОАО «Севжилсервис», которая приступила к обслуживанию многоквартирного дома расположенного по адресу: город Мурманск, улица Хлобыстова, дом 28, корпус 2 с 01 мая 2009 года. Согласно договора управления ОАО «Севжилсервис» обязана в течение срока его действия предоставлять услуги и выполнять работы по управлению, содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме с указанием периодичности и оказания услуг, а также объемов работ и услуг, их стоимости за весь период действия договора содержится в Приложении № 4, которое является неотъемлемой частью договора управления. В перечне обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в. многоквартирном доме в состав тарифа вошла стоимость электроэнергии по освещению мест общего пользования, электроэнергия на освещение дворовой территории, силовая электроэнергия лифтов. Таким образом договором управления и приложениями к нему установлено, что оказываемые ОАО «Севжилсервис» коммунальные услуги по электроснабжению оплачиваются за счет платы за содержание и ремонт жилья, исходя из стоимости на 1 кв.м общей площади рублей в месяц. В соответствии с Постановлением Правительства Мурманской области от 25 октября 2006 года № 404-ПП в редакции от 26.12.2008 года № 649- ПП/25 на основе норматива потребления коммунальных услуг по электроснабжению для населения Мурманской области, проживающих в многоквартирных домах при отсутствии приборов учета электрической энергии на работу электрооборудования, учтен исходя из величин в отношении приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории - 7 кВт/ч в месяц на 1 человека, в отношении лифтового оборудования-7 кВт/ч в месяц на 1 человека.

 

В декабре 2009 года ответчик установил прибор учета электроэнергии в многоквартирном доме по собственной инициативе, не известив его как собственника об изменении состава общего имущества в многоквартирном доме. Ответчик также заключил соглашение с оператором по расчету и сбору средств за электроэнергию- ООО «КРЭС», которое направил квитанции включающие электроэнергию для личного потребления на основе показаний индивидуальных приборов учета и на общедомовые нужды (освещения мест общего пользования, придомовой территории, работы лифта) на основе показаний общедомового счетчика. С 01 декабря 2009 года ему стали поступать две квитанции за предоставлении одной и той же услуги электроснабжение, что противоречит действующему законодательству. Полагал, что ответчик в одностороннем порядке изменил условия договора в части порядка оплаты электроэнергии для общедомовых нужд. Дополнительного соглашения об изменении условий с ним как с потребителем не заключил. Кроме того, ответчик не предпринял мер по устранению двойного взымания платы за услугу электроснабжения для общедомовых нужд и не обратился в Комитет по развитию городского хозяйства администрации г. Мурманска для исключения стоимости электроэнергии с момента установки общедомового счетчика из тарифа «содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме». Вместе тем, получая денежные средства за оплату электроэнергии для общедомовых нужд в составе платы за «содержание и ремонт», а также выставляя квитанции за электроэнергию в местах общего пользования по показаниям общедомового счетчика ответчик действовал исключительно с целью добиться неосновательного обогащения, оставляя в своем распоряжении средства предназначенные договором управления для оплаты электроэнергии для общедомовых нужд. Таким образом, ответчик без законных на то оснований получил денежные средства истца, выставляя квитанции за электроэнергию мест общего пользования дважды, что свидетельствует в соответствии со ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении ответчика, а также обманом потребителя. Просил суд, признать незаконным одностороннее изменение условий договора управления многоквартирным домом, предъявление двойной оплаты стоимости электроэнергии; признать действия ответчика неосновательным обогащением и обманом потребителя, а также произвести перерасчет сумм предъявленных к оплате с декабря 2009 года по настоящее время, исключив двойное предъявление оплаты электроэнергии для общедомовых нужд.

 

Впоследствии истец уточнил требования просил обязать ответчика произвести перерасчет платы за «содержание и ремонт» исключив из графы «содержание и ремонт» начисления электроэнергии для освещения мест общего пользования, освещения придомовой территории и силовой электроэнергии лифтов с 01 декабря 2009 года, то есть с момента предъявления квитанции на оплату электроэнергии по общедомовому прибору учета по настоящее время.

 

Определением суда в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований привлечены Комитет по развитию городского хозяйства администрации г. Мурманска, Государственная жилищная инспекция, ОАО «Кольская энергосбытовая компания», ООО «Коларегионэнергосбыт».

 

В судебном заседании истец заявленные требования поддержат по доводам изложенным в исковом заявление, а также с учетом уточнения. Указал, что ему как потребителю не была предоставлена достоверная и полная информация об установлении общедомового прибора учета и необходимости оплачивать за коммунальную услугу электроснабжение по показаниям общедомового прибора учета.

 

В судебном заседании представитель ответчика, действующая по доверенности Фомина А.А. с заявленными требования не согласилась. Пояснила, что ОАО «Севжилсервис» является управляющей организацией многоквартирного дома 28

 

корпус 2 по улице Хлобыстова в городе Мурманске, на основании проведенного

 

органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в связи с чем, Приложение № 4 к договору управления формировалось непосредственно организатором проведения конкурса, а именно - КРГХ администрации г. Мурманска.

 

Ошибочное включение организатором проведения конкурса по отбору управляющей организации таких составляющих работ как «освещение мест общего пользования, освещение придомовой территории и работы лифта» в Приложение № 4 к договору управления многоквартирного дома, где проживает истец, не может являться самостоятельным основанием для перерасчета платы за содержание и текущий ремонт управляющей организацией. Пояснила, что истец фактически просит произвести перерасчет составляющей платы за содержание и текущий ремонт общего имущества, вместе с тем, указанная составляющая, по сути, относится к коммунальной услуге «электроснабжение».

 

Согласно ч. 10 ст. 156 Жилищного кодекса РФ, порядок изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения предусмотрен только в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, и определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

 

При этом, условия изменения платы за коммунальные услуги, установленные Правительством РФ в Постановлении от 23.05.2006 № 307, а также в качестве основания для изменения платы за коммунальные услуги предусматривают только предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

 

Доказательств оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в части «освещение мест общего пользования, освещение придомовой территории и работы лифта» в многоквартирном доме либо коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, истцом Куликовым А.Н. не представлено. В связи с чем, исключить составляющие графы «содержание и ремонт жилья» начисления за электроэнергию, как того требует истец, для освещения мест общего пользования, освещения придомовой территории и работы лифта возможно только путем внесения соответствующих изменений в договор управления.

 

Согласно пп„ 10 п. 41 Порядка проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 № 75, обязательства, вытекающие из договора управления могут быть изменены только в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы либо на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

 

Исходя из положений статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации, обязанность по инициации и проведению общего собрания собственников в многоквартирном доме возложена на указанных собственников. Истец, являясь собственником помещения в многоквартирном доме, на протяжении длительного времени не лишен правомочия на созыв и проведение такого общего собрания и вынесения на обсуждения собрания вопроса об изменении условий договора управления.

 

При этом, истцом не представлено доказательств, что такое собрание было проведено и на указанном собрании было принято решение об изменении договора управления в части исключения из Приложения № 4 граф «электроэнергия для освещения мест общего пользования», «освещения придомовой территории» и «работы лифта». Единолично же истец не правомочен принимать решение об

 

изменении условий договора управления, следовательно, оснований предъявлять управляющей организации в судебном или ином порядке подобные требования в отсутствии надлежаще оформленного решения собственников это у него отсутствуют.

 

Также обратила внимание суда на то обстоятельство, что сэкономленные с 01 декабря 2009 года денежные средства по включенным в Приложение № 4 к договору управления статьям расходов за электроэнергию для освещения мест общего пользования, освещения придомовой территории и работы лифта, были направлены управляющей организацией на финансирование иных необходимых статей расходов, согласно указанного в Приложении № 4. Указанная необходимость перераспределения денежных средств возникла в силу того, что определенная организатором конкурса стоимость отдельных услуг, являющихся составляющими платы за содержание и ремонт жилья согласно Приложения № 4 к договору управления, намного меньше тех фактических затрат, которые необходимо осуществлять управляющей организацией с целью надлежащего исполнения договора управления.

 

Согласно письма организатора конкурса - КРГХ за № 23-01-07/6181 от 05 августа 2009 года подписанного уполномоченным лицом, «управляющая компания обязана осуществлять выполнение работ в пределах цены, установленной по результатам конкурса», «при этом фактическая стоимость выполняемых работ и услуг, являющихся составляющими платы за содержание и ремонт жилых помещений, может отличаться от их стоимости, установленной по конкурсу». Таким образом, управляющая организация при необходимости может внутри указанной платы, исходя из текущей необходимости перераспределять денежные средства с одного вида работ и услуг (в том числе энергетическую составляющую платы) на другой.

 

По итогам исполнения договора управления в отношении дома, где проживает истец за календарный год выявлено, что управляющая организация вынуждено несла расходы сверх установленных приложением № 4 к договору управления с целью обеспечения жильцам дома права на безопасное и комфортное проживание в жилище.

 

Также, в стоимости «электроэнергия для освещения мест общего пользования», «освещения придомовой территории» и «работы лифта» согласно перечня Приложения № 4 договора управления, перерасчет за которые требует истец, в соответствии с действовавшими нормативно-правовыми актами еще заложена стоимость осуществления услуги управления, которая фактически осуществлялась. Таким образом, исковые требования истца, предъявляемые к ОАО «Севжилсервис» об обязании произвести перерасчет платы за содержание и ремонт путем исключения составляющих графы «содержание и ремонт жилья» начислений за электроэнергию для освещения мест общего пользования, освещения придомовой территории и работы лифта с 01.12.2009 по настоящее время не подлежат удовлетворению, поскольку: денежные средства, возврата которых посредством производства перерасчета требует Куликов А.Н., были затрачены управляющей организацией на исполнение условий договора управления многоквартирным домом. Действующие нормативные акты не предусматривают в качестве основания для производства перерасчета платы за содержание и текущий ремонт, а также за коммунальные услуги допущенную при формировании конкурсной документации организатором конкурса ошибку. Указала, что истец не лишен права посредством инициации проведения общего собрания собственников внести необходимые изменения в Приложение № 4 к договору управления. Просила в иске отказать.

 

Представитель Государственной жилищной инспекции в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. Направил отзыв, в котором указал, что расходы электрической энергии на содержание общего имущества, в том числе и освещение мест общего пользования, не должны включаться в состав платы за содержание и ремонт жилых помещений. Стоимость работ по содержанию и текущему ремонту определяется по

 

результатам осмотров общего имущества и на основании принятых решений о необходимости проведения тех или иных работ, то есть в зависимости от текущего состояния общего имущества собственников помещений дома. Орган местного самоуправления при организации и проведении конкурса на право управления многоквартирным домом установил перечень таких работ и их стоимость исходя из степени благоустройства жилого дома и управляющая компания не вправе вносить изменения в конкурсную документацию. Указал, что управляющая организация вправе распределять и использовать денежные средства, поступающие от жильцов дома по статье «содержание и ремонт», на цели надлежащего содержания и ремонта общего имущества дома (л.д. 1 -2, Том 3).

 

Представитель Комитета по развитию городского хозяйства Администрации города Мурманска в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, направил отзыв, в котором полагал требования истца подлежащими удовлетворению в части производства перерасчета платы за содержание и ремонт жилого помещения путем исключения из тарифа «содержание и ремонт жилья» начислений за электроэнергию для общедомовых нужд с момента выставления на оплату электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды, исходя из показаний общедомового прибора учета (л.д. 109-111. Том 3).

 

Представитель ОАО «Кольская энергосбытовая компания» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, направил отзыв (л.д. 5-9, 181-182 Том 3).

 

Представители ООО «Коларегионэнергосбыт» (КРЭС), действующие по доверенности Недоборовский В.В., Васильева Е.В. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласились. Пояснили, что на основании Постановления Комитета по тарифному регулированию Мурманской области от 05 июля 2007 года №19/1 ООО «КРЭС» с 06 августа 2007 года был присвоен статус гарантирующего поставщика для потребителей энергопринимающих устройств, которые технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим ОАО «Мурманская горэлектросеть».

 

В соответствии с п. 5 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года №530 (далее Правила № 530) организация получившая статус гарантирующего поставщика, осуществляет поставку электрической энергии покупателям электрической энергии на территории своей зоны по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии.

 

ООО «КРЭС», как гарантирующий поставщик электрической энергии, в соответствии п.61 Правил №530 обязано заключить договор энергоснабжения (договор купли-продажи электрической энергии) с любым обратившимся к нему лицом в отношении точек, поставки лиц, чьи энергопринимающие устройства находятся в границах его зоны деятельности. 

 

В целях оказания коммунальной услуги электроснабжения жильцам, проживающим в домах и находящимся в управлении ЗАО «Севжилсервис», данная организация заключила с ООО «КРЭС» договор энергоснабжения № 2420 от 30 июня 2009 года, по условиям которого ООО «КРЭС» обязалось осуществлять поставку электрической энергии, а также путем заключения договоров с третьими лицами, обеспечить оказание услуг по передаче электрической энергии и предоставление услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией, а ЗАО «Севжилсервис» обязалось принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги. Договор вступил в силу с момента его подписания и применяется к отношениям сторон, возникшим с 01 декабря 2008 года. 30 июня 2009 года в дополнение к договору энергоснабжения №2420 было заключено соглашение по расчетам за потребленную электрическую энергию между ООО «КРЭС», ЗАО

 

«Севжилсервис» и ОАО «Севжилсервис». Условия соглашения по расчетам предусматривали, что плательщик (ОАО «Севжилсервис») обязуется за потребителя (ЗАО «Севжилсервис») производить расчеты с ООО «КРЭС» (оплачивать стоимость поставленной электрической энергии и оказанных услуг) по договору энергоснабжения №2420 от 30.06.2009. Фактически в соответствии с указанным соглашением организацией, которая оплачивала электрическую энергию по договору энергоснабжения №2420, являлось ОАО «Севжилсервис».

 

Отношения по поставке электрической энергии для дома д.28/2 по ул. Хлобыстова продолжалиоь включительно до 01 декабря 2009 года.

 

17 июля 2009 года между ОАО «Севжилсервис» и ООО «КРЭС» был заключен договор энергоснабжения №2900, предметом, которого являлась поставка электрической энергии и оказание услуг по передаче электрической энергии.

 

Дополнительным соглашением от 07 декабря 2009 года в Приложение №1 договора энергоснабжения № 2900 были включены новые объекты, одним из которых был дом № 28 корпус 2 по улице Хлобыстова, в городе Мурманске. Потребление электрической энергии указанного жилого дома производится по показаниям двух коллективных приборов учета электрической энергии. Включение дома истца в договор энергоснабжения № 2900 обусловлено тем, что данный дом был оборудован коллективными (общедомовыми) приборами учета электроэнергии. Необходимость установки коллективных приборов учета электрической энергии вызвана необходимостью исполнения требований законодательства Российской Федерации по обеспечению учета электрической энергии.

 

Также указали, что администрация г. Мурманска при проведении конкурса по выбору управляющей компании, установив в конкурсной документации тариф на электрическую энергию за освещение мест общего пользования и освещение придомовой территории, вышла за пределы своих полномочий и вторглась в сферу регулирования, которая законодательно отнесена к полномочиям органов исполнительной власти на уровне субъекта Федерации, что является прямым нарушением законодательства Российской Федерации. Полагали недопустимым введения расчетов за электрическую энергию на освещение мест общего пользования и освещение придомовой территории в составе платы за содержание и ремонт жилья.

 

Пояснили, что ОАО «Севжилсервис» вправе перераспределять денежные средства и использовать денежные средства, поступающие от жильцов дома по статье «содержание и ремонт», на. цели надлежащего содержания и ремонта общего имущества дома.

 

В соответствии с ч.З ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям и может выйти за пределы заявленных требований только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

 

Суд, выслушав стороны, представителей третьих лиц, специалиста Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области, исследовав материалы настоящего гражданского дела, материал административного расследования, приходит к следующему.

 

В соответствии со ст.ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.

 

Правоотношения по поводу предоставления коммунальных услуг, внесения платы за жилое помещение регулируется жилищным законодательством.

 

В соответствии со ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с жилищным кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

 

Статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

 

В соответствии ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения, а если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором. При этом в соответствии с п.1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами жилых помещений и обслуживающее более одного помещения, является общим имуществом собственников помещений в указанном доме.

 

Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (ч. 3 ст. 154 ЖК РФ).

 

Установлено, что Куликов А.Н. является собственником квартиры 118, расположенной в доме 28, корпус 2 по улице Хлобыстова в городе Мурманске на основании договора на бесплатную передачу квартиры в собственность граждан от 06 мая 1993 года (л.д.26).

 

ОАО «Севжилсервис» является управляющей организацией на основании проведенного органом местного самоуправления открытого конкура по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по улице Хлобыстова, дом 28 корпус 2 в городе Мурманске (л.д. 214 Том 1).

 

Согласно п. 1.1 Договора управления, собственники в многоквартирных домах по адресу: улица Хлобыстова, дом 28, корпус 2, в городе Мурманске имеющие на праве собственности жилые и нежилые помещения и доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме в размере, пропорциональном размеру общих площадей вышеуказанных помещений, передают, а Управляющая организация ОАО «Севжилсервис» принимает полномочия по управлению многоквартирным домом за счет средств Собственников в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан и пользования нежилыми помещениями собственниками нежилых помещений, обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, решения вопросов пользования общим имуществом в многоквартирном доме.

 

Из п. 1.3. Договора управления следует, что управляющая организация принимает на себя обязательства по управлению переданным ей многоквартирным домом в пределах*прав и обязанностей, закрепленных за ней настоящим договором.

 

В соответствии с п.2.1.1 Договора управления управляющая организация - ОАО «Севжилсервис» - обязуется предоставлять собственникам и пользователям помещений коммунальные услуги, отвечающие требованиям, установленным Правилами предоставления коммунальных услуг. Перечень коммунальных услуг, предоставляемых в соответствии с настоящим договором, приведен в Приложении № 3 к настоящему договору. При этом, согласно абз.2 п.2.1.2 Договора управления, перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме с указанием периодичности выполнения работ и оказания услуг, а также объемов работ и услуг, их стоимости за весь период действия настоящего договора содержится в Приложении № 4, являющемся неотъемлемой частью настоящего договора.

 

В п.3.5.1 Договора управления устанавливается, что размер платы за коммунальные услуги при отсутствии общедомовых и индивидуальных (поквартирных) приборов учета определяется исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления.

 

Согласно п.5.1 Договора управления, указанный договор заключается сроком не менее одного года и действует с 01 мая 2009 г.

 

Из раздела 7 Договора управления усматривается, что неотъемлемой частью настоящего договора являются: список собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (приложение № 1); акт о состоянии общего имущества собственников помещений (приложение № 2); перечень коммунальных услуг, предоставляемых собственникам и пользователям помещений (приложение № 3); перечень обязательных и дополнительных работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оплачиваемых за счет платы за содержание и ремонт жилья (приложение № 4).

 

В соответствии с приложением № 3 «Перечень коммунальных услуг, предоставляемых собственникам и пользователям помещений» к договору управления, собственникам помещений в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: город Мурманск, улица Хлобыстова, дом 28 корпус 2, предоставляются следующие коммунальные услуги: электроснабжение, отопление, снабжение холодной водой, снабжение горячей водой, водоотведение.

 

В соответствии с приложением № 4 к договору управления «Перечень обязательных и дополнительных работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, имеющем все виды благоустройства, включая мусоропровод, лифт (серия 93-М) с электроплитами», установлено следующее: силовая электроэнергия лифтов, электроэнергия по освещение мест общего пользования, электроэнергия на освещение придомовой территории (л.д.221- 222, Том 1).

 

Таким образом, указанным договором управления и приложениями к нему устанавливается, что оказываемые ОАО «Севжилсервис» собственникам помещений коммунальные услуги по электроснабжению силовой электроэнергии лифтов, электроэнергией на освещение мест общего пользования, электроэнергией на освещение придомовой территории, согласно приложением № 4 к договору управления, оплачиваются за счет платы за содержание и ремонт жилья, исходя из стоимости на 1 кв.м. общей площади (рублей в месяц).

 

Согласно ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата электроэнергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

 

Согласно ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации,- плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуга в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

 

Следовательно, законодатель разделяет плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги. Оплата электроэнергии, израсходованной в местах общего пользования многоквартирного дома является обязанностью собственников помещений в многоквартирном доме.

 

В соответствии с ч.З ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за пользование жилым помещением (плата за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

 

На основании положений статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации были приняты Постановление от 23 мая 2006 года № 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" и Постановление от 23 мая 2006 года № 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг".

 

Согласно пункту 1 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307 (далее Правила № 307), настоящие Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, в том числе порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.

 

Пунктом 4 Правил № 307, установлено, что коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги урегулирован разделом III Правил № 307, которым предусмотрены различные варианты определения размера платы за коммунальные услуги в зависимости от наличия (отсутствия) коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета.

 

В частности, в силу пункта 16 Правил № 307, при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.

 

Пунктами 19, 21, 22, 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307, предусмотрены варианты расчета платы за коммунальные услуги в случаях:

 

-отсутствия коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета;

 

-оборудования многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отсутствия индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета;

 

-оборудования многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудования частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета.

 

При этом, из содержания указанных пунктов и приложений к Правилам следует, что расчет размера платы за коммунальные услуги с использованием норматива потребления, утверждаемого органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотрен только для случаев полного отсутствия приборов учета: коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета, а также при расчете размера платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета (п.п. 19, 22).

 

В соответствии с пунктом 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 (далее Правила № 306), под нормативом потребления коммунальных услуг понимается месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.

 

Пунктом 3 Правил № 306, предусмотрено, что устанавливаемые в соответствии с настоящими Правилами нормативы потребления коммунальных услуг применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги.

 

В силу пункта 26 Правил № 306, коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей. 

 

В рамках полномочий, предоставленных статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также с учетом положений Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306, Постановлением Правительства Мурманской области от 25 октября 2006 года № 404- ПП «О нормативах потребления коммунальных услуг по электроснабжению (в редакции Постановления Правительства Мурманской области от 26 декабря 2008 года № 649-ППУ25) утверждены "нормативы" потребления коммунальных услуг при отсутствии приборов учета по газоснабжению и электроснабжению для населения Мурманской области, согласно которым количество электрической энергии, расходуемой на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, включено в норматив электроснабжения исходя из следующих величин: в отношении приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь - 7 кВт.ч в месяц на 1 человека; в отношении лифтового оборудования - 7 кВт.ч в месяц на 1 человека.

 

Из перечисленных положений действующего законодательства следует, что плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

 

В норматив электроснабжения включается расход электрической энергии исходя из расчета расхода электрической энергии на 1 потребителя, необходимой для освещения жилых помещений, использования бытовых приборов, содержания общего имущества многоквартирного дома, а при наличии стационарных электрических плит - также для приготовления пищи (п.30)

 

Установлено, что до 01 декабря 2009 года Куликову А.Н. плата за электроэнергию на освещение мест общего пользования, электроэнергию на освещение придомовой территории, а также силовой электроэнергии лифтов была включена в тариф на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Указанные обстоятельства ответчиком не оспаривались.

 

На основании абзаца 2 п.7 Правил № 307, собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено, законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета -пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 Правил.

 

В пункте 2 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации № 210 «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (в ред. от 25.12.2008 г.) сказано, что потребителями товаров и услуг в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов являются в числе предусмотренного перечня, и управляющие организации, которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном доме.

 

В силу пункта 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (п. 1 ст. 781 ГК РФ).

 

Согласно статьи. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации «договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличие у него, отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

 

Согласно статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации «по договору управления одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту, общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме...».

 

Согласно п. 89 Правил функционирования розничных рынков в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 года № 530, исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) в целях: оказания собственникам и нанимателя жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения; использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме); компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.

 

В ходе судебного разбирательства установлено, что Постановлением Комитета по тарифному регулированию Мурманской области от 05.07.2007 года № 19/1 «О гарантирующем поставщике на территории Мурманской области» в соответствии с пунктами 42, 93 - 96 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, Обществу с ограниченной ответственностью «Коларегионэнергосбыт» присвоен статус гарантирующего поставщика на период с 6 августа 2007 года до смены гарантирующего поставщика по результатам первого конкурса, которому переданы права и обязанности гарантирующего поставщика ОАО «Мурманская горэлектросеть» по договорам энергоснабжения (договорам купли-продажи поставки электрической энергии) потребителей, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим ОАО «Мурманская горэлектросеть» на праве собственности или на ином законном основании, в границах балансовой принадлежности указанных электрических сетей.

 

В соответствии с договором энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии, самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией потребителей, а покупатель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги.

 

Пунктом 2 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» дано понятие "покупателя электрической энергии" - которыми являются потребители, гарантирующие поставщики, энергосбытовые организации, энергоснабжающие организации, исполнители коммунальных услуг и производители электрической энергии, приобретающие электрическую энергию на розничном рынке для собственных нужд и (или) в целях перепродажи (оказания коммунальных услуг), а также сетевые организации, приобретающие электрическую энергию для собственных нужд и для компенсации потерь электрической энергии в принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании электрических сетях.

 

Из пояснений представителя ответчика, и представленных документов следует, что между ОАО «Севжилсервис» и ООО «Коларегионэнергосбыт» (далее ООО «КРЭС») заключен договор энергоснабжения № 2900 от 17 июля 2009 года (л.д. 118- 124). Договор вступает в силу- с момента подписания сторонами, действует по 31 декабря 2009 года и распространяет свое действие на правоотношения сторон, возникшие с 01 августа 2009 года.

 

Согласно п.2.1. и п.2.2 указанного договора, ООО «КРЭС» является гарантирующим поставщиком и обязуется осуществить поставку исполнителю, которым является ОАО «Севжилсервис» электрической энергии в необходимом для потребителей количестве, через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергии, а исполнитель обязуется принимать и оплачивать электрическую энергию и - оказанные услуги согласно с условиями договора. Исполнитель приобретает электричество у гарантирующего поставщика для целей оказания потребителям многоквартирного дома, управляемого исполнителем, коммунальные услуги электроснабжения, использованием на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.

 

Согласно п. 7.9 договора, энергоснабжения № 2900 от 17 июля 2009 года при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета электроэнергии (мощности) многоквартирного дома, объем потребленной электрической энергии определяется расчетным методом с учетом имеющихся показаний по РПУ, установленным на момент заключения настоящего договора (л.д. 122 Том 1).

 

Установлено, что до 01 декабря 2009 года оплата потребленной электроэнергии в местах общего пользования производилась управляющей организацией из ставки платы по содержанию и ремонту жилья, в которую составной частью входила и входит оплата электроэнергии в местах общего пользования.

 

Из пояснений истца в судебном заседании, согласно представленных платежных документов, подтверждающим начисление управляющей организацией ОАО «Севжилсервис» платы за коммунальные услуги, и платы за электроэнергию собственнику жилого помещения - квартиры 118, в доме 28, корпус 2 по улице Хлобыстова в городе Мурманске Куликову А.Н. следует, что помимо оплаты услуги электроснабжения силовой электроэнергии лифтов, электроэнергии на освещение мест общего пользования, электроэнергии на освещение придомовой территории, начисляемой за счет содержания платы за «содержание и ремонт жилья», исходя из стоимости на 1 кв.м. общей площади, ему также с 01 декабря 2009 года осуществляется начисление и взимание платы за потребленную собственниками помещений многоквартирного дома электрическую энергию на содержание общего имущества собственников многоквартирного дома на основании показаний общедомового прибора учета электроэнергии (общедомового счетчика).

 

Согласно п.6.1. Договора энергоснабжения № 2900 объем фактически потребленной электрической энергии и оказанных услуг по передаче определяется с использованием коллективных (общедомовых) приборов учета электроэнергии (мощности) в соответствии с расчетной схемой (приложение №1) (л.д.118-124,125-133, Том 1).

 

Дополнительным соглашением от 07 декабря 2009 года в Приложение № 1 договора энергоснабжения № 2900 были включены новые объекты, одним из которых дом 28 корпус 2 по улице Хлобыстова, в городе Мурманске (л.д.131, Том 1). Фактическое потребление электрической энергии указанного жилого дома с декабря 2009 года производилось по показаниям двух коллективных приборов учета электрической энергии № 008034018000470, № 008034018000238.

 

Из пояснений ответчика в судебном заседании следует, что приборы учета электроэнергии установлены ОАО «Севжилсервис» в обслуживаемом доме, в котором проживает Куликов А.Н., в целях заключения ОАО «Севжилсервис» договора энергоснабжения с ООО «КРЭС». Приборы учета электроэнергии были установлены за счет средств ОАО «Севжилсервис», вследствие чего указанные приборы являются имуществом управляющей компании ОАО «Севжилсервис», но не являются общим имуществом собственников многоквартирного жилого дома. Вследствие чего ОАО «Севжилсервис» не обязано информировать собственников многоквартирного дома об установлении данного прибора.

 

Вместе с тем частью 8 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливается, что действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий. Частью 10 статьи 13 указанного Федерального Закона устанавливается, что до 01 июля 2010 года организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

 

Материалами дела (список многоквартирных домов, находящихся в управлении ОАО «Севжилсервис», в которых установлены общедомовые приборы учета, по состоянию на 01 декабря 2009 года; актом о проверки коллективного (общедомового) прибора учета электроэнергии и комиссионного снятия показаний общедомовых приборов учета для учета электрической энергии, потребленной небытовыми потребителями, местами общего пользования, лифтами и дворовым освещением по состоянию на 07 декабря 2009 года, копии ведомостей показаний) установлено, что в жилом многоквартирном доме 28 корпус 2 по улице Хлобыстова в городе Мурманске установлен ' общедомовой прибор учета потребления электрической энергии, показания которых учитываются ОАО «Севжилсервис».

 

Согласно Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме № 491, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 491 от 13 августа 2006 года в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления...., сетей (кабелей) от внешней границы установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях (п.7).

 

В судебном заседании установлено, что собственникам многоквартирного дома 28 корпус 2 по улице Хлобыстова, в г. Мурманске управляющая организация ОАО «Севжилсервис» не направляла предложений об оснащении указанного жилого дома общедомовым прибором учета потребления электроэнергии.

 

Кроме того, в нарушение требований части 13 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая компания не позднее, чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги, не информировала в письменной форме нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственников жилых помещений в многоквартирных домах об изменении размера платы за жилое помещение, не предоставила полной информации о порядке предоставления и расчета данной услуги.

 

Согласно ч. 1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

 

Читать дальше >>

 


Вы здесь » НАШ ФОРУМ. ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ МКД. ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ » Решение Ленинского районного суда Мурманска 01.12.10 №2-3412/10