Европейцы почувствовали цену санкций
Большинство граждан наиболее мощных с экономической точки зрения стран ЕС считают антироссийские санкции либо бесполезным, либо откровенно вредным явлением.
Так же в Европе все больше скепсиса в отношении финансовой поддержки Украины и все больше понимания, что противостояние с Москвой было навязано Брюсселю из Вашингтона. Лидеры Евросоюза вынуждены учитывать мнение своих избирателей.
Война санкций с Россией вредит экономике Европы — это очевидно и это бесполезно отрицать. Пока подсчет убытков лишь в процессе, однако еще летом глава представительства ЕС в России Вигаудас Ушацкас оценил потери ЕС в 12 млрд евро, причем это лишь ущерб от контракций — запрета на поставки европейской продукции в РФ.
В совокупности издержки гораздо больше, особенно если суммировать убытки с тем, что называют «недополученной прибылью».
«Ястребы» Евросоюза продолжают призывать своих коллег использовать метод кнута и пряника в отношении России, однако делают это европейские страны в том числе и во вред себе", — пишет, к примеру, агентство Reuters.
Санкции в отношении России действительно «начинают кусаться», уровень делового оптимизма падает, констатирует The International Business Times со ссылкой на данные консалтинговой компании Corporate Executive Board Company.
Сейчас лишь 58% опрошенных компанией руководителей европейских фирм ожидают роста общего объема продаж в ближайший год, в то время как еще в первом квартале 2014 года роста ожидали 74%. Более того, большинство компаний больше не принимают на работу новых сотрудников и не планируют расширение штатов в новом году.
Нельзя сказать, что европейские лидеры всего этого не понимают. В том числе и поэтому в последние дни ими были озвучены ряд заявлений, ставящих необходимость санкционной войны под сомнение.
Причем речь идет не о тех странах ЕС, где идею санкций изначально восприняли критически (Чехия, Словакия, Венгрия, Финляндия), а о ведущих державах Евросоюза.
Так, по мнению премьер-министра Италии Маттео Ренци, «в новых санкциях в отношении России нет абсолютно никакой необходимости».
«Нельзя верить в спасительную силу политики, которая проводилась в последние месяцы. Нужно пересмотреть подход к России, поменять отношение, которое превалировало до сих пор, — добавил он. — Россию нужно вытащить из Украины и подключить к решению больших международных вопросов. Россия, испытывающая сложности, не выгодна никому».
Бывший соратник и глава МИД Ренци, а ныне верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини, в свою очередь, считает, что повод для снятия санкций не заставит себя ждать.
«Можно рассчитывать на прогресс на Востоке Украины в ближайшие дни», — с надеждой заявила она в ходе недавнего визита в Киев.
В том же духе высказался и президент Франции Франсуа Олланд. «Я считаю, что если сегодня Россия будет делать те жесты, которых мы ждем, нет необходимости новых санкций, а нужно подумать, напротив, как нам самим начать деэскалацию», — заявил он. При этом лидер Пятой республики вновь подчеркнул очевидное: «санкции имеют влияние как на Россию, так и на Европу».
А значит, «когда Россия включится в процесс, который будет вести к разрешению кризиса на Украине, нет необходимости продолжать эту ситуацию».
Если сравнить эти заявления с действиями США и Канады, вводящими против РФ все новые ограничения, многое можно понять (МИД РФ, к слову, уже пообещал, что действия североамериканцев не останутся без ответа). Все понимают и простые жители Европы.
Так, согласно социологическому опросу, проведенному агентством ICM Research для МИА «Россия сегодня» в трех странах ЕС — Германии, Франции и Великобритании — больше четверти европейцев (27%) убеждены, что Евросоюз ввел санкции против России под давлением со стороны США.
Чаще всего разделяют эту точку зрения французы — 33%. В Великобритании, тесная связь которой со Штатами общеизвестна, а антироссийская позиция последовательна и радикальна, подобный взгляд на вещи тоже популярен — 25%.
При этом тех, кто уверен в том, что ЕС действовал независимо и по собственной инициативе меньше четверти во всех трех странах. Самым же популярным вариантом ответа стал «США и ЕС действовали сообща» — 37% в среднем (правда, во Франции этот вариант набрал всего 27% при 33% не определившихся с ответом).
Еще более показательны расклады по вопросу «должен ли Европейский союз действовать на международной арене более независимо от США». Уверенное «да» озвучили 38% французов, 39% британцев и аж 63% немцев. Третье место в среднем критичных к Вашингтону жителей Пятой республики объясняется тем, что Париж сам пытается стать одним из центров геополитического влияния, поэтому 34% жителей страны пребывают в уверенности, что Евросоюз и так от США независим.
Более того, 35% опрошенных европейцев уверены, что санкции, формально введенные для урегулирования украинского кризиса, сыграли в этом кризисе негативную роль, то есть, способствовали его эскалации.
Альтернативной точки зрения придерживаются только 26%, а 28% считают, что санкции на ситуацию на Украине вообще никак не повлияли. В Германии количество тех, кто оценивают санкции как фактор ухудшения ситуации, большинство даже не относительное, а абсолютное — 54%.
С соотечественниками согласен председатель Восточного комитета немецкой экономики Экхард Кордес.
«Санкции не смогут поставить на колени ни экономику, ни политику России. По моему мнению, они даже в среднесрочной перспективе не окажут желаемого эффекта в плане поставленных целей. Наоборот, они создают в России что-то вроде менталитета-баррикады, и российский народ не отвернется от президента Владимира Путина», — заявил он в интервью немецкой радиостанции Deutschlandfunk.
Единственным способом выйти из кризиса, по мнению Кордеса, является ведение переговоров без взаимных обвинений.
«Тот политический кризис, с которым мы имеем дело, необходимо решать политически, а не с помощью экономических санкций. Россия в средне- и долгосрочной перспективе должна оставаться экономическим и политическим партнером ЕС, а также Германии, — резюмировал он.
Немцы вообще демонстрируют удивительный прагматизм мышления и трезвость рассудка, что наглядно отражено и в данном исследовании. В Германии большинство (62%) тех, кто считает, что Европе нужна большая независимость от США, тех, кто оценивает роль санкций негативно, и тех, кто считает, что их нужно отменить уже сейчас (40% при 31% во Франции и всего 17% в заряженной на антироссийский негатив Великобритании).
Там же проживает меньше всего тех, кто хотел бы ужесточения санкций (14% при 20% во Франции и 21% в Великобритании), и тех, кто верит в независимость Европы от США (15%).
В Германии же меньше всего неопределившихся по каждому из вопросов — по 5-8%, что говорит в пользу того, что немцы информированы и внимательно следят за ситуацией.
На этом фоне поведение канцлера Германии Ангелы Меркель выглядит как минимум странно. В то время, пока ее европейские коллеги озвучивают примирительные заявления, фрау бросает реплики типа “пока мы не добьемся своей цели, санкции неизбежны” (хотя и оговаривается при этом, что они “не являются самоцелью”).
Почему Меркель неожиданно превратилась в одного из главных критиков России в Европе, хотя прежде демонстрировала исключительно прагматичный подход и имела хорошие рабочие отношения с президентом Путиным, — это вопрос, до сих пор не имеющий вразумительного ответа. И это притом что Германия является одним из крупнейших торговых партнеров России в ЕС (больше товарооборот у нас только с Нидерландами), имеет четко сформулированную позицию национального бизнеса (“санкции — зло”) и должна бы как минимум с подозрением относиться к США именно на уровне канцлера, которую, как известно, долгое время прослушивали американские спецслужбы.
Правда, в Германии также больше всего тех, кто считает, что Европа должна наращивать экономическую помощь Украине — 55% при 27% в Великобритании и всего 24% во Франции. Видимо, сказывается общий позитивный тонус немецкой экономики. Но в среднем по трем странам те же 55% считают, что никакой помощи Украине выделять не нужно (в Британии таких респондентов 59%, во Франции 66% при 39% в Германии). Тренд очевиден, и не случайно новый глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер в преддверии саммита ЕС заявил, что страны Евросоюза “достигли предела бюджетных расходов” (на данном направлении).
Не случайно и то, что по итогам саммита европейские лидеры ввели новые ограничения против Крыма, но никакие иные меры против России в целом применены не были. А голоса в пользу того, что нужно отвлечься от Украины и заняться налаживанием диалога с Россией, звучат все чаще.
“Я знаю Владимира Путина много лет, и я намерен использовать эти каналы диалога”, — заявляет, к примеру, тот же Юнкер.