Дебальцевский исход
Украинские военные начали покидать район Дебальцево. По данным ополченцев, за сутки около тысячи военнослужащих ВСУ безоружными покинули «котел», а еще 300 человек сдались в плен. Отвод войск подтвердил президент Украины Петр Порошенко, назвав его «плановым». Происходящее вызывает крайнее недовольство у командования украинских добровольческих батальонов.
Руководитель отдела международной информационной службы политотдела министерства обороны ДНР Владислав Бриг сообщил «Газете.Ru», что украинские военнослужащие начали «паническое отступление» из «дебальцевского котла».
«В районе Дебальцево происходит хаотичный вывод украинских подразделений. Кто сдает оружие — те выходят, или сдаются в плен. Сдаются не все. Кто сложил оружие, уходят в направлении Артемовска. Конкретные цифры я назвать затрудняюсь».
«За последние сутки около 300 человек сдались, около тысячи покинули “котел”. Сейчас в городе остаются примерно три — пять тысяч украинцев».
«Те, кто остаются, продолжают сопротивление, обстреливают, и получают ответный огонь. Часть подразделений, которые были отправлены на деблокировку “котла”, не смогли прорваться, а потом сфотографировались, якобы они и есть вырвавшиеся из окружения бойцы. И показали довольных людей с оружием в чистом обмундировании, которые идут. Но они неделю не получали ни продуктов, ни патронов, поэтому это чистый “фейк”. Напомню, что тем, кто сдает оружие, предоставляется коридор для выхода».
В то же время ополченец опроверг сообщения штаба антитеррористической операции о продолжении операции в дебальцевском районе. «Они в штабе АТО все малахольные, поэтому заявлять могут все, что им угодно. Эта информация ложная», — отметил Бриг.
Информацию Брига подтвердил и замкорпусом Минобороны ДНР Эдуард Басурин.
«Блокаду в Дебальцево, которую так долго не признавал Киев, уже невозможно скрыть. О ней окруженные и брошенные властью на произвол судьбы украинские бойцы сообщают по мобильной связи и всеми возможными способами своим родным. Об этом, наконец, заговорили даже украинские СМИ,» — заявил Басурин, выступая на брифинге.
— «ВСУ уже пытались прорвать “котел” у села Логвиново, однако штурм не удался: 30 солдат погибли, уничтожены два танка. Дебальцевский котел крепкий, и украинским военным не удастся его прорвать».
«Любые попытки прорыва будут бесполезны и приведут только к массовой гибели украинских военных. В плен ополченцам сдались сотни украинских бойцов. Всем им на месте оказывается медицинская помощь, а также предоставляется пища, поскольку многие из них не ели уже несколько суток».
Представитель непризнанной донецкой республики отметил, что сдавшиеся в плен военнослужащие не будут обменены на пленных ДНР. «Их передадут на руки их родственникам. Имена плененных в Дебальцево военнослужащих не будут оглашены, поскольку существует риск их преследования спецслужбами Украины», — подчеркнул Басурин.
Командир добровольческого батальона «Донбасс» Семен Семенченко, в свою очередь, признал, что украинцы покидают район боевых действий в Дебальцево, но подчеркнул, что происходит это планово и организованно.
«Все сказки о контроле за Логвиново оказались сказками — тыква не превратилась в карету. Трассу Дебальцево — Артемовск мы не контролируем именно из-за Логвиново. Другие дороги плотно держит Нацгвардия, “Донбасс” и части ВСУ. Противник пытается перерезать эти дороги и помешать выходу группировки, — написал Семенченко на своей странице в Facebook. — Начала работать наша артиллерия которая не дает противнику собираться в ударные кулаки, давит его огневые точки. “Дорогу жизни” плотно держат наши части, постоянно отбивая атаки террористов. Работают гаубицы, грады, ураганы, минометы, танки».
Семенченко считает, что в дебальцевском поражении виноваты ложь и лично министр обороны Украины Виктор Муженко.
«Сил и средств было достаточно. Проблема в командовании и координации действий. Они ниже плинтуса. Отсутствует персональная ответственность. Говоря простым языком, Муженко должен уйти. Вслед за Гелетеем. Еще в сентябре. К сожалению, тогда мы были еще излишне доверчивыми щенками в политике и не знали как работает эта машина. Теперь знаем. Начальник Генштаба должен быть привлечен к ответственности. Точка. Вторая проблема — ложь. Есть ложь во спасение. Если это спасение людей или предотвращение паники — то это допустимо во время войны. Если это ложь во спасение своей задницы, то это недопустимо. За это платят жизнями. Мы платим».
«Донецкий аэропорт — ложь. Иловайск — ложь. Углегорск — ложь. Логвиново — ложь,» — мрачно резюмирует комбат «Донбасса».
Нужно отметить, что отвод войск из Дебальцево подтвердил и украинский президент Петр Порошенко.
«Сегодня мы можем сказать, что на сейчас вышли 80 частей, ждем еще две колонны. Вышла 128-я (бригада) части и подразделения 30-й (бригады), остальные — 25-го батальона, остатки 40-го, спецназ Нацгвардии и милиции», — заявил глава государства.
Ранее, на ситуацию в «котле» обратил внимание и российский лидер Владимир Путин.
«То, что там происходит, — это объяснимо и прогнозируемо, поскольку, по нашим данным, еще до встречи в Минске, за неделю примерно, группировка украинских войск оказалась там в окружении,» — заявил Путин накануне отвода войск, выступая на совместной пресс-конференции с главой венгерского правительства Виктором Орбаном.
— «Я именно так и говорил об этом: те, кто находится в кольце, будут пытаться вырваться, с внешней стороны будут предприниматься попытки их деблокировать, а ополчение, которое удерживает украинские воинские части в этом кольце, будет этому сопротивляться, противиться и удерживать дальше».
«И это неизбежно приведет к тому, что, так или иначе, какое-то время будут происходить стычки».
По мнению вице-президента Центра политических технологий Алексея Макаркина, в настоящее время и Украина и ополчение не имеют достаточно сил для наступательных операций.
«Как я понимаю, украинская армия сделала ставку на выход из окружения, тогда как республики (ДНР и ЛНР) были заинтересованы в том, чтобы она сдалась. В случае, если это произойдет, это окажет деморализующее влияние на другие воинские части. И форматы этого поражения могут быть разными. Сейчас украинцы стремятся пойти по наименее неприятному для них сценарию,» — заявил Макаркин в разговоре с «Газетой.Ru». — «Что касается дальнейшего, я думаю, что и Украина и республики сейчас не готовы к большой наступательной операции. Несмотря на то, что и ДНР и ЛНР собрали под Дебальцево огромное количество техники, они брали город в течение достаточно длительного времени. А до этого они достаточно долго брали донецкий аэропорт. Поэтому ведение каких-то наступательных операций сейчас достаточно сомнительно. У украинцев тоже ресурсов для наступления нет, при уровне техники, уровне командования».
«Поэтому, наиболее вероятно, что будет сохранен статус-кво, конфликт будет заморожен».
Напомним, что дебальцевское противостояние обострилось в конце января, когда силы ополчения заявили, что им удалось окружить не менее семи тысяч украинских военных. Представители ВСУ до последнего отрицали наличие «котла», сообщая, что в районе ведутся бои, и ситуация там стабильная.
Само Дебальцево считается стратегически важным пунктом из-за трассы М04, связывающей Донецк с Луганском.
Несмотря на недавние минские договоренности, боевые действия в районе не были прекращены.
«Я в Минске говорил и сейчас говорю, что территория ДНР — это территория Донецкой области. Если не будут выполнены наши требования о фактической независимости, мы заявим, что вся территория Донецкой области наша. Каким путем ее забирать, все равно. Если не получится политическим, мы показали, что можно и по-другому», — подчеркнул лидер ДНР Александр Захарченко.