2014 ГОД: ОСАГО, НОВЫЕ ПРАВА И БУ
В последних числах декабря все подводят итоги уходящего года. Однако...
31 декабря 2014 - АВТО@MAIL.RU. Однако экономическая ситуация сейчас такова, что настоящие итоги 2014 года мы почувствуем только в начале 2015. Когда автомобильные компании в очередной раз перепишут ценники на свои автомобили, и станет окончательно ясно, кто же сколько стоит.
2014 год начинался для российского автопрома тревожно — несмотря на бодрые заявления чиновников и радость от проведения Олимпиады, рынок почувствовал что-то неладное. Поначалу речь шла о падении всего на 1-2% в месяц, однако на фоне предсказаний о небывалом росте это был очень неприятный сигнал. А затем становилось все только хуже. Апрель — минус 8%, май — минус 12%, июнь — минус 17,3%, июль — минус 22,9%, август — минус 25,8%. Для спасения ситуации была запущена программа утилизации и трейд-ина. Но она лишь помогла уменьшить падение, не более. В сентябре рынок показал «всего» минус 20,1%, а в ноябре минус 9,9% по сравнению с 2013 годом.
Ну а в декабре курс рубля на валютном рынке полетел в пропасть. И кто не успел купить валюту летом и в начале осени, бросились за крупной бытовой техникой и автомобилями. Это была настоящая паника — люди дрались за машины и выносили из автосалонов все без разбора, дилеры останавливали продажи, менеджеры по продажам нагло вымогали у покупателей взятки, подержанные машины стали дороже новых...
Статистики продаж за декабрь еще нет, но можно не сомневаться — показатели будут отличными. Однако радоваться не стоит. Много ли найдется желающих в 2015 году купить авто по новым ценам? И, кстати, по каким? На этот вопрос сейчас никто не ответит, но очевидно одно — меньше всего потеряют те компании, которые собирают автомобили в России. Они и раньше-то предлагали весьма интересные цены, но сейчас настанет их звездный час — «полные иномарки» станут «золотыми». Но, по счастью, у нас сейчас собирается немало машин. А будет еще больше — например, в конце 2014 года было объявлено, что скоро на наш рынок поступят Nissan X-Trail и Qashqai российской сборки (кстати, корреспондент «Авто Mail.Ru» уже побывал на церемонии запуска производства нового X-Trail).
Что будет с продажами в 2015 году? Это зависит от курса рубля и от того, сколько людей лишатся работы. Не надо забывать и про фактическое сворачивание программы кредитования — говорят, автокредиты будут давать под 25-30%, что фактически сделает их бессмысленными. Наш прогноз на весну следующего года — минус 50% по сравнению с 2014 годом.
Но, помимо резкого роста цен на автомобили, в 2014 году произошло немало других важных изменений, которые так или иначе касаются каждого из нас.
ОСАГО
В 2014 году началась реформа ОСАГО. Можно по-разному ее оценивать, но факт остается фактом — стоимость полиса увеличилась (теперь базовый тариф составляет от 2440 до 2574 рублей). Одновременно выросла и сумма выплат по «железу» до 400 тысяч (раньше было максимум 160 000). Кроме того, вдвое увеличен максимальный размер страховой выплаты для аварий, которые оформляются без участия сотрудников ГИБДД: вместо 25 тысяч рублей автомобилист, воспользовавшийся «Европротоколом», сможет рассчитывать на 50 тысяч. А если ДТП произошло в Москве, Подмосковье, Петербурге или Ленинградской области, то гаишников при небольших авариях можно вообще не вызывать! Правда, если соблюдается ряд условий. Главным из которых является отсутствие разногласий между водителями и, внимание, наличие фото или видеозаписи с указанными координатами автомобиля и временем ДТП. Все подробности о том, как правильно оформить аварию без вызова гаишника, читайте в материале «ОСАГО без ГИБДД. Инструкция по оформлению ДТП по «Европротоколу».
А еще с 1 декабря эксперты начали рассчитывать стоимость ремонта после аварии по единой методике. Согласно ей, цены на запчасти, а также стоимость работ должны браться из единых справочников. Правда, есть нюанс — цены на ремонт и запчасти очень часто были взяты «по минимуму». К тому же по «старому» «минимуму», и хватит ли в 2015 году полученных от страховой компании денег на ремонт машины, еще большой вопрос.
Водительские права
В 2014 году произошли важные изменения в системе выдачи водительских прав — вернее, до конца была доведена реформа, которая стартовала несколько лет назад. Вступили в силу новые подкатегории водительских прав — например, отныне для управления мопедом требуются специальные права категории «М». Да и требования к самим автошколам серьезно ужесточились, ведь каждая из них должна иметь специальную площадку для обучения площадью 0,24 га. Выросло и количество часов, которые требуются для обучения в автошколе... В общем, нечего удивляться, что права подорожали.
Из других важных нововведений стоит отметить запрет на сдачу экзамена экстерном и возможность обучаться на машине с автоматической коробкой передач.
Но даже если у вас уже есть права, то расслабляться не стоит. С 2014 года, в случае лишения водительских прав, вернуть их можно будет, только сдав теоретический экзамен и заплатив все штрафы! А если удостоверения лишали за «пьянку», то еще и после получения новой медицинской справки.
А шансов расстаться с правами в 2014 году стало еще больше — с 29 ноября введен запрет на обгон на нерегулируемом переходе вне зависимости от наличия на нем пешеходов (до сих пор обгон на переходах запрещался лишь при наличии на них пешеходов). За это нарушение можно лишиться прав на 4-6 месяцев (либо штраф 5000 рублей). При этом отметим — под обгоном подразумевается только маневр, который связан с выездом на полосу встречного движения.
Хотя в 2014 году были и небольшие послабления. Так, инспекторы ГИБДД больше не могут снимать номера с автомобилей «за тонировку», езду без прав, с просроченным полисом ОСАГО и другие нарушения. Дело в том, что год назад МВД разрешило делать копии регистрационных знаков в частных фирмах, поэтому мера потеряла всякий смысл.
А вот наказание за попытку скрыть номер от камеры, наоборот, ужесточается — теперь за это будут штрафовать на 5000 рублей или лишать прав на срок до трех месяцев. В принципе, эта норма была и раньше, однако до 15 ноября за неё наказывали только в том случае, если речь шла о попытке скрыть номер. А вот «видоизменение» номерного знака, скажем, при помощи кислоты или воздействия на знак чем-нибудь тяжелым под статью не подпадали. Теперь же такой трюк не пройдет, водителя накажут. Ответственность ждет и тех, кто использует так называемые «номера-перевертыши» — специальные электрические рамки, закрывающие номерной знак по команде водителя. Но вот если стерлась небольшая часть цифры на номерном знаке или номер просто грязный, беспокоиться не стоит — в этом случае лишать прав не будут.
Кроме того, отныне инспекторам ГИБДД не понадобятся понятые при проведении освидетельствования водителя на состояние опьянения. Вместо них будет достаточно вести видеосъемку всего процесса.
Коснулись изменения ПДД и пешеходов. Чтобы ночью идущих по обочине людей было лучше видно, им надлежит носить светоотражающую одежду. Правда, это касается только тех, кто следует вдоль дороги за пределами населенных пунктов. Штрафовать пешеходов за отсутствие фликеров начнут с 1 июля 2015 года (500 рублей или предупреждение).
Платная парковка
Жителей столицы платными парковками не удивишь. Но 2014 год ознаменовался грандиозным ростом зоны платной стоянки. С 1 июня 2014 года она появилась в районе «Москва-Сити», с 1 августа добавилась значительная территория между Садовым и Третьим транспортным кольцом в районах Хамовники, Пресненский, Арбат, Тверской и Дорогомилово. Ну а с 25 декабря платным стал фактически весь центр Москвы в пределах Третьего транспортного кольца.
Одновременно со стремительным расширением зоны платной парковки столичные чиновники стали активно говорить об идеях по введению платного въезда в город. Но, судя по всему, они не были поддержаны «наверху». Хотя обсуждение перспективы платного въезда удачно «оттянуло» на себя недовольство москвичей новыми зонами платной парковки.
Вы живете не в Москве? Расслабляться еще рано — платные парковки появятся скоро в других городах России. Санкт-Петербург, Калуга, Самара, Красноярск, Екатеринбург, Сочи, Белгород... Вот далеко не полный список городов, где платные парковки уже есть или будут организованы в 2015 году.
Бу Андерссон
В начале 2014 года «АвтоВАЗ» официально возглавил иностранец — швед Бу Андерссон, который ранее был руководителем «Группы ГАЗ». Сказать, что сразу же после его прихода на заводе начались глобальные изменения, было бы неправдой — модернизация «АвтоВАЗа» стартовала гораздо раньше. Однако господин Андерссон придал ей новый импульс.
Что произошло с «АвтоВАЗом» в 2014 году? Завод наладил сборку сразу нескольких важных моделей: появилась «Гранта» в кузове хэтчбек, «Приора» с роботизированной коробкой, внедорожные версии «Ларгуса» и «Калины». Кроме того, на заводах в Тольятти и Ижевске стартовала сборка таких автомобилей, как Nissan Sentra, Renault Logan второго поколения и Datsun on-DO. Последняя сейчас является одной из самых доступных «иномарок» в России. Почему в кавычках? Об этом наш материал «Своими глазами: как из Lada сделали японский седан».
А еще «АвтоВАЗ» готовит к выпуску совершенно новые модели. Такие, как Lada Vesta, новый кроссовер X-Ray и даже «Шевроле Нива» второго поколения. Обо всех этих автомобилях мы подробно рассказывали во время Московского автосалона. Однако они настолько важны для российского рынка, что стоит еще раз дать ссылки на материалы. Тем более, что там есть много фотографий, видео и даже 3D панорамы!
«Авто Mail.Ru»
В 2014 году порталу «Авто Mail.Ru» покорился рубеж в два миллиона! Два миллиона посетителей в сутки! Так что спасибо вам, уважаемые читатели, за доверие.
Нам и вправду есть чем похвастаться. В 2014 году был кардинально обновлен дизайн проекта, значительно выросло количество по-настоящему эксклюзивных материалов. Например, совсем недавно мы смогли испытать шестиколесный «Мерседес». Причем не простой, а подготовленный тюнинговым отделением Brabus! Также мы узнали, как же на самом деле создавалась «Газель», прокатились на новом «Газоне» и очень необычной гоночной «Волге». А еще мы провели несколько важных экспериментов. Например, выяснили, насколько опасны грязные фары — зимой этот материал будет особенно полезен, узнали, что же безопаснее в машине — девушка или шоколадка. И на личном опыте проверили, как надо правильно «размораживать» автомобиль в холода. Ну а статья под названием «Cамый авторитетный тест зимней резины» говорит сама за себя — в ней эксперты всемирно известного испытательного полигона Test World рассказывают о большом тесте зимних покрышек размера 205/55 R16.
Как всегда, мы старались отвечать на все Ваши вопросы. Например, что же лучше — «Рено Дастер» или «Шевроле Нива»? И почему появившийся недавно «Ниссан Террано» оказался дороже «Дастера»? Или какой китайский кроссовер предпочтительнее — Brilliance V5 или Changan CS35. А муки покупателя «народного» седана нам прекрасно известны — сами страдаем. И поэтому «Авто Mail.Ru» собрал четыре популярные недорогие модели и сравнил их между собой. Кто лучше? Читайте в статье «Белая ворона. Skoda Rapid против Volkswagen Polo, Citroen C-Elysee и Hyundai Solaris».
Ну а если вы считаете себя полноценным «средним классом», прочитайте материал «Миллионерам из трущоб. Тест седанов Toyota Camry, Nissan Teana и Honda Accord». Не забудем мы и про материал «Молниеносная в высшем обществе. Tesla Model S против Porsche Panamera S E-Hybrid», где в очной схватке сошлись самые высокотехнологичные автомобили современности.
Еще одним важным шагом стал переход к полноценному «он-лайн» вещанию на крупнейших автосалонах — в ходе выставки в Париже, которая прошла в самом начале октября, читатели «Авто Mail.Ru» могли в «прямом эфире» наблюдать за презентациями новейших моделей и первыми в мире (!) узнавать самые важные новости автопрома.
Что нас ждет в 2015 году? Всех секретов мы раскрывать не будем. Однако можете поверить — будет интересно. И все у нас будет хорошо. Можете нам поверить. С Новым годом!