ЖЕНСКАЯ ДОЛЯ МИНИСТРА СЕРДЮКОВА
Почему силовое ведомство фактически подчинили слабому полу
Каждый новый начальник приводит за собой проверенных людей. Не был исключением и бывший министр обороны Сердюков. Единственное, что его в корне отличало от других, — это то, что его проверенными людьми были женщины. Вооружение и обороноспособность страны плохо ассоциируются с образом гламурной блондинки, однако в основном дамы с такими параметрами в бытность Анатолия Сердюкова главой военного ведомства занимали в нем лучшие места. Их коллегам-мужчинам для столь феерического взлета отнюдь недостаточно было хорошо выглядеть, и оставалось только негодовать. «Дамы с собачками», «девки Сердюкова», «женский полк» — как только не обзывали злые языки этих военачальниц в юбках. Откуда они пришли, что сделали для того, чтобы «командовать полками», и что в этих полках изменилось с их приходом? Об этом в материале «МК».
Екатерина Приезжева — руководитель департамента образования, Ольга Харченко — руководитель департамента жилищного обеспечения, Татьяна Шевцова — замминистра обороны, курирующий финансовый блок, Елена Козлова — еще один зам, курирующий военную медицину и финансовую инспекцию, Надежда Синикова — руководитель «Рособоронпоставки»... Продолжать можно бесконечно долго. Руководитель аппарата министра — Елена Кальная. Пресс-секретарь — подполковник Ирина Ковальчук. Ольга Васильева — руководитель департамента финансового обеспечения. Анна Кондратьева — глава департамента финансового планирования. Дарья Морозова — руководитель управления госзаказа. Алла Яшина — директор департамента по ценообразованию продукции военного назначения. Марина Балакирева — директор правового департамента. Марина Чубкина — начальник центрального административного управления Федерального агентства специального строительства (Спецстрой). Татьяна Завьялова — советник министра по созданию медиахолдинга «Звезда». Вера Чистова — замминистра по финансово-экономической работе. Елена Чуфырева — руководитель департамента по санаторно-курортному обеспечению.
Не случайно в своих интервью высокопоставленные военные (мужчины) сетовали, что коридоры Минобороны и Генштаба при Сердюкове буквально заполонили собой «попки, декольте, короткие юбки, причесоны, точеные фигурки», мешающие правильным (в гендерном смысле) офицерам думать о службе. Сами же дамы, по их словам, вели себя порой несообразно «облику офицера» и чувствовали свою полную безнаказанность.
Ну а скандальный обыск в квартире руководителя департамента имущественных отношений Минобороны Евгении Васильевой, где ну очень ранним утром застали министра обороны, в общем-то, только подкрепил уверенность всех, кто и так понимал: прекрасные дамы заняли мягкие места в военном эшелоне не только и не столько благодаря своим деловым качествам.
Болонка
Один из последних скандалов связан с руководителем Департамента образования Минобороны РФ Екатериной Приезжевой. Многие считают ее ответственной за развал системы военного образования, в частности, ликвидацию нескольких основных военных академий и вузов и уменьшение в 7 раз количества преподавателей. Язвительное прозвище Болонка Приезжева получила за введение трехуровневой болонской системы (с бакалавриатом, специалитетом и магистратурой), по которой начиная с сентября 2011 года стали обучать офицерский состав Минобороны. Переход на болонскую систему вызвал возмущение специалистов, которые считают, что это повлекло резкое снижение качества подготовки офицеров (новый министр обороны Шойгу ее уже отменил). По этому поводу несколько раз собиралась Общественная палата. На одном из заседаний заслушивали Приезжеву. Как потом свидетельствовали его участники, она «хорошо овладела специальной терминологией», но внятно обосновать суть и цели реформы военного образования присутствующим военным специалистам так и не смогла.
«МК» в феврале этого года тоже беседовал с Екатериной Приезжевой о реформе. Это, к слову, было интервью, которое предложило само Минобороны. Корреспондент, готовивший его, поделился своими впечатлениями о встрече с чиновницей.
«К назначенному времени Приезжевой не было на месте, но опоздала она совсем ненамного. Я ждала ее рядом с кабинетом вместе с представителем Генштаба, встретившим меня на проходной. Мы болтали. В разговоре удалось выяснить о Приезжевой немного. То, что «ей лет 40» и что она внешне «очень даже ничего», — в этот момент мой спутник сделал характерное движение руками, описывая ее воображаемый силуэт. Приезжева действительно оказалась очень ухоженной, природной блондинкой с красивой фигурой. Одета она была не вызывающе, а, что называется, к месту. Шуба — ровно по погоде: не шикарная в общепринятом смысле, а скорее добротная — каракуль с небольшим воротником из чернобурки. Платье — темно-синее, с длинными рукавами и вырезом «под горло», неброские сапоги на невысокой шпильке. Она выглядела, пожалуй, даже слишком «застегнутой на все пуговицы».
Общаться с суперрафинированной Приезжевой оказалось непросто. Она сразу же попросила у своего помощника подготовленные к интервью материалы. Примерный круг вопросов был заготовлен заранее, и она хотела просто показать мне, какой кусок из этих докладов к какому вопросу относится. Я попросила ее все-таки поговорить со мной, поскольку для интервью нужна стилистика речи. Она отвечала на вопросы так монотонно, что моментами я боялась выпасть из реальности и вместо того, чтобы как-то развивать тему, тупо боролась со сном. Приезжева игнорировала отступление от заготовленного перечня вопросов: делала паузу, несколько секунд смотрела в одну точку и продолжала начатый текст. К концу разговора я была почти в панике: казалось, интервью полностью провалено. Осталось впечатление, что все, чем занимается Приезжева, не вызывает ее личного интереса».
И не удивительно. Ведь эта дама самое большее, что сделала в образовании, — это создала пансион воспитанниц Минобороны РФ и лично отобрала в него первых учениц. Это было сделано по заданию Сердюкова, который принял соответствующее решение чуть ли не первым после своего назначения министром. Говорят, именно за эти заслуги Приезжева и получила кресло руководителя департамента военного образования. И по-своему продолжила его реформу: в России перестали готовить офицеров по ряду важнейших направлений, но зато в Рязанском воздушно-десантном военном училище появились девчачьи роты. Условия для приема девушек-курсантов были созданы также практически во всех военных училищах.
Видимо, свою главную задачу Приезжева поняла правильно. Ведь останься Анатолий Сердюков на своем посту и дальше, у него никогда бы не возникло «кадрового голода».
Ну а если проследить карьерные успехи Приезжевой за годы, предшествующие ее «военной службе», то получается, что с 2003 по 2005 год она была начальником отдела контроля за оборотом алкогольной продукции Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга, потом совсем немного — руководителем межрайонной налоговой инспекции №1 Санкт-Петербурга. Потом два года работала в ФНС начальником управления налогов и сборов с алкогольной и табачной продукции. Как все помнят, Анатолий Сердюков — тоже бывший налоговик. Вот, наверное, и все причины, по которым в 2007 году Приезжева вдруг стала его советником. Теперь и понятно, что к реформе военного образования Приезжева отнеслась не как учитель, а как истинный фискальщик: чем больше шкур сдерешь, тем лучше.
Дама с собачкой, Таня-денег-нет и «сельский бухгалтер»
Многие дамы Минобороны пришли за Сердюковым из налоговой, за что военные тут же прилепили к ним двусмысленное определение: «наложницы министра». Среди бывших фавориток министра есть и такие, кому на момент назначения было чуть больше 25 лет.
Прозвище Дама с собачкой за то, что появлялась на совещаниях с маленьким щенком на руках, получила 26-летняя Ольга Харченко, просидевшая целый год в кресле руководителя департамента жилищного обеспечения. На этом посту она сменила Ольгу Лиршафт, отстраненную в 2011 году после того, как она не смогла доложить, сколько в ведомстве очередников, дожидающихся улучшения жилищных условий. А зачем ей это нужно было знать? Не для того же строили квартиры.
Харченко, которая тоже не сумела или не захотела переломить ситуацию, в итоге тоже уволили. Правда, в отличие от многих офицеров Минобороны, которые закончили службу, так и не получив своих квадратных метров, положенных по закону, за Харченко осталась московская квартира. Она, говорят, даже получила при увольнении приличное «выходное пособие» в виде 15 миллионов рублей. После Харченко временно исполнять обязанности директора этого департамента назначили Галину Семину. Но место это оказалось прямо заколдованным: Семина тут же заселилась в дом, предназначенный для офицеров, от которых скрывала более 1,5 тысячи московских квартир, закупленных для них министерством. В результате Семиной предписали обеспечить офицеров квартирами в Москве через суд, а судебные приставы, которым было поручено исполнить это судебное решение, долго не могли ее найти и запретили выезд за пределы РФ.
Татьяна Шевцова была назначена замминистра в 2010 году. Это серьезное повышение она получила после того, как попыталась, но так и не смогла выполнить пресловутую программу обеспечения жильем уволенных с военной службы и их семей. С именем Шевцовой военные также связывают многомесячные задержки зарплат в 2012 году.
Еще одним замом Анатолия Сердюкова стала Елена Козлова, которой доверили курировать сразу две сферы — военную медицину и финансовую инспекцию. До чего докатилась военная медицина, сегодня всем известно. И не удивительно: о «медике» Козловой известно то, что она училась вместе с Сердюковым в Институте советской торговли, а потом работала вместе с ним в ФНС.
Надежда Синикова, назначенная Сердюковым в 2010 году на пост руководителя Федерального агентства по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств, раньше также работала вместе с ним в налоговой. Говорят, он даже видел ее в качестве своей преемницы на оставленном им посту руководителя ФНС. Но, наверное, и тут министру обороны понадобились люди с фискальной хваткой, и он забрал Синикову к себе. По образованию Синикова экономист, закончила сельскохозяйственный вуз, до налоговой была специалистом по бухучету в сельском хозяйстве.
В 2011 году в Рособоронпоставку была переведена и бывшая «налоговичка» Ольга Степанова. О ней известно то, что, будучи руководителем инспекции ФНС №28 по Москве, она выплатила из бюджета 15,6 млрд рублей разным фирмам в виде возврата налогов.
Елена Князева — замначальника Главного управления международного военного сотрудничества (ГУМВС) Минобороны России — стала первой женщиной-генералом Вооруженных сил России в этом тысячелетии. До нее такого звания удостаивалась Валентина Терешкова. Но ее заслуги перед Родиной ни у кого не вызывают сомнений (носила погоны генерала, правда, еще одна женщина — экс-замдиректора Федерального фонда обязательного медицинского страхования Наталья Климова. Но недолго: решением суда по делу о коррупции в бывшем руководстве фонда ее этого звания лишили).
А что такого выдающегося числится за Еленой Князевой? Сколь ни борозди информационное пространство, там не найдешь заслуг Князевой, сопоставимых с заслугами Валентины Терешковой. В 2010—2011 годах она исполняла обязанности руководителя ГУМВС Минобороны, потом стала его заместителем. До этого работала начальником кафедры английского языка в военном университете. По некоторым сведениям, она была личным переводчиком министра, но в военном ведомстве эту информацию опровергают.
Поэт в России больше, чем поэт. Красивая «поэтесса» — еще больше
Марина Чубкина — бывший начальник центрального административного управления Федерального агентства специального строительства (Спецстрой), очень важной для Минобороны организации, которая в том числе занимается строительством специальных и ядерных объектов, обеспечивающих оборону и безопасность государства. До того как стать одной из многочисленных правых и левых рук Сердюкова, Чубкина успела поработать на телевидении, помощником депутата Госдумы и советником члена Совета Федерации. Свою карьеру в Минобороны Чубкина начала с и.о. замначальника расквартирования и обустройства. Потом руководила Департаментом планирования и координации строительства объектов министерства. Когда Сердюков начал целенаправленную замену людей на всех значимых постах в министерстве, эта судьба ждала и руководство Спецстроя. Однако организация оказалась практически независимой от руководства военного ведомства. Но это оказалось делом поправимым, и после смены руководства, видимо, в целях профилактики, Чубкину сделали руководителем аппарата начальника Спецстроя. С этого момента от нее зависело обеспечение практически всех сфер деятельности директора организации. И не только его. Например, она, среди прочего, обеспечивала международную деятельность Спецстроя, его связь с другими министерствами, ведомствами, формирование корпоративного облика и даже «развитие санаторно-курортной деятельности» и оказание помощи тяжелобольным детям сотрудников.
Чубкиной в ее 31 год выполнять столь напряженную и ответственную работу, конечно же, помогала ее природная красота. Но это, как казалось, не единственный дар, которым Бог наделил счастливицу.
В одном из комплементарных материалов в адрес Чубкиной, вышедшем в свет сразу же после ее назначения «сподвижницей министра», рассказывается, насколько Чубкина творческая натура. Например, в 2001 году она, еще будучи студенткой, была отмечена почетной грамотой «за высокозначимую деятельность во славу русской культуры и достойное продолжение отечественных просветительских традиций». К тому времени она опубликовала свою первую книгу «Слеза молчания. Дневник стихов». А в 2006 году Чубкина даже вступила в Российский межрегиональный союз писателей. Сейчас у нее уже почти готова третья книга, но это уже не просто стихи, а, как она сама отмечает на своей странице в одной из соцсетей, целый «роман».
В Интернете можно найти множество фотосессий с Чубкиной, и, как отмечалось в хвалебной статье, эти фотографии «могут украсить собой лучшие глянцевые журналы». Есть и видео, где Чубкина красиво, под музыку читает свои «нетленки».
Похоже, она действительно искренне верит в свою «высокозначимую деятельность во славу русской культуры». Во всяком случае, в литературе, судя по ее стихам, она точно считает себя чуть ли не мессией. В одном из ее произведений есть такие слова:
«Мой писательский долг не признала,
забыла».
Впрочем, о ее поэтическом даре судите сами:
«Ты дорог сердцу в зной, ты дорог
и желанен.
Ты идеал искал и потерял, найдя!
Стеклянный храм любви
я возвела в печали.
Разбить не дам его. Построю я тебя.
Построю из цветов, роскошных
и желанных,
Я сердце обовью, кто отворит врата».
Или:
«Где сердце, где душа — в мечтах
лелеет голос.
Устала — как в бреду последние слова.
Ты пренебрег душой, что вновь
горит, пылая.
Ну что ж, порой бывает так,
и мне ль того не знать».
Или еще:
«Как встарь — душа в груди
как будто неживая.
Мертва? Не думаю, я просто не жива.
О люди, что ж вы зря бросаетесь любовью.
Зачем вам эта боль других,
больных в сердцах?»
На литературном сайте поэтессы некоторые явно непрофессиональные критики от Интернета позволили себе назвать эти стихи «каким-то странным набором выспренных фраз», вспомнив попутно цитату из фильма: «Оне хочут свою образованность показать и говорят о непонятном!».
Возможно, они просто ничего не понимают в литературе.
Справедливости ради нужно сказать, что следов какого-то вреда, нанесенного Чубкиной, найти не удалось. Впрочем, как и следов принесенной государству пользы.
Дамочка с кроваво-красными ногтями, или «руководитель аппарата министра»
Ну, а эта яркая блондинка стала самой приближенной к бывшему министру обороны и потому самой обсуждаемой. О ней написано столько, что нет смысла повторяться. Но чтобы не обидеть эту даму своим невниманием, скажем лишь, что прозвище Дамочка с кроваво-красными ногтями экс-глава департамента имущественных отношений Минобороны Евгения Васильева получила от «старых солдат» Минобороны, скорее всего, за практически ставший ее визитной карточкой хищный маникюр. А может, и за соответствующие повадки: в ведомстве все знают, как в прошлом году из-за конфликта с Васильевой лишился своего кресла бывший зам Сердюкова Михаил Мокрецов (который, кстати, до этого был его замом в управлении Министерства по налогам и сборам по Санкт-Петербургу).
Васильева же до Минобороны работала в «Агропроме» — подконтрольной «Оборонсервису» фирме, где Сердюков состоял в совете директоров. Когда министр в 2010 году совет директоров покинул, в него в тот же день вступила Васильева.
Есть данные, что знакомство Васильевой и Сердюкова состоялось, еще когда они вместе получали высшее экономическое образование.
После того как Сердюков поручил Васильевой распоряжаться имуществом ведомства (злые языки в Минобороны говорили, что этой ухоженной блондинке с пышными формами больше бы соответствовала должность «руководителя аппарата министра»), и посыпались уголовные дела, связанные с его распродажей по заниженной стоимости. Собственно, главная фаворитка министра, похоже, и подвела жирную черту под его руководством военной мощью страны.
АНЕКДОТ ДНЯ
Директора ЦРУ уволили из-за скандала с женщинами. Министра обороны РФ Сердюкова, в принципе, из-за того же. Натуралов во властных структурах становится все меньше...
__________________________________________________
Источник: Московский Комсомолец № 26108 от 3 декабря 2012 года.