ФИНАНСОВЫЕ ПИРАМИДЫ ОТ "СЛАВЯНКИ" ДО "ОБОРОНСЕРВИСА"
6525 военных городков для одной управляющей компании – это большой контракт даже для развитой внутренне системы со своей инфраструктурой. Видимо поэтому из Министерства обороны управление коммунальным хозяйством и жилищным фондом решили не выводить. И в 2009 году появилось ОАО «Славянка», тогда ещё компания неизвестная, у которой отсутствовали собственные ресурсы для обеспечения всего спектра работ по обслуживанию домов (не было и нет маляров, штукатуров и сантехников, оборудования и т.д.). Из 100% акций этого ОАО одна принадлежит государству, остальные – 5 039 тыс. – ОАО «Оборонсервис».
По сути, государственная корпорация ОАО «Оборонсервис» для получения прибыли должна была создать коммерческую компанию по обслуживанию жилищно-коммунального хозяйства всего военного ведомства. Только по двум своим контрактам (1-ВКХ и З-КЛ) за 2011-2012 годы «Славянка» получила 42 миллиарда 81 миллион рублей. Но при этом, в результате аудиторских проверок, чистая прибыль компании за 2011 год составила всего 874 151 тыс. рублей, за 2012г. – 108 942,32 тыс. руб.
Получается, что государство, в лице военного ведомства, вложив в свою компанию только по двум сделкам более 42 млрд. руб. из средств федерального бюджета получило всего миллиардную прибыль. При этом деятельность «Славянки» — как коммерческой компании — контролируется её же создателем – Министерством обороны, оно же отвечает и за эффективность управления финансовыми средствами. В совет директоров «Славянки» с сентября 2011 года входят исключительно чиновники оборонного ведомства из департамента имущественных отношений Министерства обороны России, управления по координации осуществления прав собственника имущества организаций министерства обороны и различных департаментов ОАО «Оборонсервис».
То есть ведомство само распределяет заказ на услуги, самостоятельно их оказывает и контролирует качество их реализации. В этой схеме, известной ещё с советских времён, ничего не изменилось, кроме одной, но существенной детали. До выхода 3 ноября 2011 года директивы №Д-37, обеспечение потребителей Министерства обороны водоснабжением, канализацией, уборкой помещений, ремонтом жилого фонда и прочим производилось силами и за счёт самого Министерства с возложением за это ответственности на конкретных командиров военных частей, людей подотчётных и подчинённых. После появления директивы из недр министерства возникла специализированная сторонняя организация.
Фактически у «Славянки» есть все признаки юридической индивидуальности, но учитывая её происхождение и управление, «сторонней» организация оказывается только формально и судя по её дальнейшей финансово-хозяйственной деятельности отношение к ней в Министерстве как к «родной». Взять хотя бы тот факт, что контракт №З-КЛ на оказание услуг по санитарному содержанию объектов казарменно-жилищного фонда военных городков и фондов, используемых в интересах Министерства обороны со «Славянкой» заключили 01.10.2011 – на месяц раньше выхода соответствующей директивы.
Внутренняя структура ОАО «Славянка» — это сеть из четырёх филиалов, 49 территориально — обособленных подразделений и обособленных подразделений на уровне районов и участков. Средняя штатная численность компании — 36 242 человека. Если вспомнить тот факт, что количество обслуживаемых объектов – 6525, выходит около 5,5 человек на один городок.
Чтобы передать военное имущество в управление «Славянке», ещё в 2010 году приказом №1303 Министра обороны Анатолия Сердюкова руководителей региональных территориальных Управлений имущественных отношений Министерства обороны обязали до 25 февраля 2011 года провести полную инвентаризацию недвижимого имущества. Приказ выполнен, составлены и уточнены перечни всех объектов. Министерство на момент заключения контракта №3-КЛ к обслуживанию было готово. Но 1 октября 2011 года «Славянка» не смогла приступить к его исполнению – из-за отсутствия у неё необходимых для этого средств. Договор с основным соисполнителем ООО «Фарм Актив» был заключён только 01.11.2011г., остальных подрядчиков продолжали подбирать до февраля 2012 года.
Получается, что в октябре 2011г. действия по уборке внутри частей и прилегающих к ним территорий велись силами военнослужащих, затем, постепенно переходили к сторонним подрядчикам, благо, что даты начала работ на конкретных объектах в контракте со «Славянкой» не определены. Поспешность в заключении контракта 3-КЛ не только позволила увеличить сумму аванса (9 249 300 тыс. руб.), но и закрепить за «Славянкой» большую сумму бюджетных средств.
Этого акционерному обществу показалось недостаточно. При расчёте цены контракта срок оказания услуг превышает срок контракта на 3 месяца (вместо заявленных 15 мес. расчёт производится за 18 мес.), при ежемесячной стоимости исполнения контракта около 1 712 833 тыс. руб., цена контракта оказалась завышенной на 5 138 500 тыс. рублей. С учётом отсутствия работ в октябре 2011, сумма, не затраченная на услуги по санитарному содержанию объектов, составила порядка 6 851 333 тыс. руб. К тому же в тексте самого документа отсутствуют расценки на виды работ и услуг – в рамках услуги по санитарному содержанию — и определить заявленную стоимость одной единицы услуги практически невозможно. В итоге общая сумма реального завышения стоимости контракта не поддаётся учёту.
Так же при расчёте цены контракта не стали использовать коэффициенты к цене единицы работ и сезонности. Зимой формально оказывались услуги по благоустройству газонов и кустарников. По этому показателю за период с 15 ноября 2011г. по 14 апреля 2012 года получилось «потратить» около 738 843 тыс. руб. Когда наступил март, «Славянка» заключила дополнительное соглашение к контракту — на вывоз и уборку снега в зимний период (хотя данная услуга в принципе не относиться к санитарному содержанию помещений и благоустройству). И получилось освоить часть денег, которые в контракте были зарезервированы, но не могли быть потрачены на уже оговорённых условиях.
В результате недопустимого порядка зачёта аванса, в 2011 году должна была производиться оплата из бюджета за выполненные работы вместо покрытия этих работ суммой аванса (9 249 300 тыс. руб.). Получается, на октябре сначала сэкономили, а потом ещё и нажились, добавив к нему два последних месяца уходящего года. Если схема успешно сработала, бюджет потерял 5 138 499 тыс. руб.
В тексте самого контракта нет коэффициентов качества и периодов выполнения услуг, не предусмотрена процедура действий при изменении условий их оказания (чрезвычайная ситуация, обильные осадки и т.п.), нет даже интервала между уборками (при требовании уборки 1 раз в неделю и 1 раз в месяц), не предусмотрен учёт имущества, передаваемого в пользование исполнителю, и т.д. В итоге контроль за качеством услуг и правильностью расходования бюджетных средств становится практически невозможным.
Чтобы ещё больше снизить ответственность за издержки своей деятельности, учитывая отсутствие необходимых для работы кадров и ресурсов, в «Славянке» полученные в результате проведения закрытых конкурсов контракты перепродали. Оценивали виды и комплексы услуг за полгода, например, по санитарному обслуживанию частей, допустим, в Калининградской или Воронежской области, после чего все желающие могли купить право там убирать. Крупных покупателей у «Славянки» несколько, но и они заниматься уборкой не стали – продали своё право региональным подрядчикам, которые, в свою очередь, нанимают уже субподрядчиков, последние — исполнителей – то есть компании в городках и посёлках для непосредственного обслуживания военных.
В последствии, аудиторские проверки ОАО «Славянка» выявляют дополнительные препятствия для контроля за расходами этой компании. В целом, проверяющие отмечают, что не могут получить достаточные аудиторские доказательства в отношении достоверности отражения данных о величине выручки от оказания услуг по управлению жилым фондом (порядка 28% от общего объёма выручки), поскольку в бухгалтерском учёте выручку считают не в разрезе получателей, а в разрезе оказанных услуг. Акты выполненных работ подписаны несвоевременно или вообще отсутствуют. В 2012 году не обнаружилось подтверждений расходов на сумму 11 743 355 тыс. руб. Это при том, что в 2010 «Славянка» получила от Министерства обороны супер-контракт, обеспечив себе безбедное существование минимум на 5 лет.
Тогда общество только начинало развиваться, и совет директоров возглавлял лично Анатолий Сердюков. 20 июля 2010г. был подписан 1-КЖФ — контракт по эксплуатационному содержанию и комплексному обслуживанию казарменно-жилищного фонда, сетей водоснабжения и управления всем специализированным жилищным фондом военных городков, который продляется и финансируется ежегодно. Меньше чем через две недели «Славянка» стала единственной управляющей компанией для военного имущества в сфере ЖКХ до 2015г. Работы производятся по той же финансовой схеме, как при уборке помещений.
Формально, ежемесячно соисполнители должны были отчитываться перед филиалами «Славянки» за выполненную работу, та, в свою очередь, — подписывать акты приёмки работ с окружными представителями технического заказчика, который направляет документы в Управление эксплуатации и расквартирования Министерства обороны РФ – относительно санитарных услуг, что касается прочих, в контракте указано просто «Министерство обороны».
Об эффективности своеобразной хозяйственной деятельности «Славянки» можно судить не только по интересу к этой организации сотрудников следственного комитета. Только из одного контракта №3-КЛ ценой 30 831 000 тыс. руб. благодаря припискам и откровенному завышению объёмов работ при отсутствии контроля за исполнением документа просто исчезли – по самым скромным подсчётам — 7 590 176 тыс. руб. и вряд ли руководство ведомства, создавшее и управляющее этой организацией не знает о сложившейся ситуации. Тем более, что «Славянке», благодаря построенной хозяйственной пирамиде удалось и эффективно уйти от налогов. Схема перераспределения контрактов когда крупные организации, уплачивающие НДС, по цепочке перепродают свои функции малым обществам, облагаемым только ЕНВД, приводит к минимальным выплатам в бюджет со стороны всех участников этой схемы.
Новости госзакупок,
2013 год