СЛАБОЕ ЗВЕНО - ВСЯ ПРАВДА ОБ ИНФОРМАЦИОННО-РАСЧЁТНОМ ЦЕНТРЕ БАЛАШИХИ
Самым большим потрясением мая 2013 года для населения города стала ситуация с Информационно-расчетным центром Балашихи (ИРЦБ), через который проходит основной поток платежей жителей за коммунальные услуги. В один прекрасный день совершенно неожиданно балашихинцы увидели на подъездах своих домов странные объявления, смысл которых сводился к тому, что «старый добрый» ИРЦБ теперь является незаконным, и перечислять свои кровные надлежит новой структуре с аналогичным названием, но иными реквизитами. В ситуации, больше напоминающей очередную аферу с переделом коммунального рынка, двойными платежками и, как следствие, массовыми неплатежами населения, постаралась разобраться корреспондент газеты "Балашиха. Только правда!" Ирина Лисицына.
ЗАЧЕМ СОЗДАЛИ ИРЦБ?
Что говорит администрация города
ИРЦБ был создан в 2002 году в целях защиты прав и законных интересов потребителей, исполнителей работ по обслуживанию жилья и коммунальных услуг, а также для упрощения системы оплаты жилищно-коммунальных услуг населением и сокращения сроков поступления финансовых средств на счета организаций, обеспечивающих работу систем тепло-, газо-, водо- и энергообеспечения в г. Балашихе. Создан также для помощи управляющим компаниям, не имеющим возможности содержать в составе своей структуры собственное расчетное подразделение. Одна из основных целей – работа с долгами населения.
О чем предпочитает молчать
ИРЦБ – коммерческая структура с уставным капиталом 10 000 рублей. За все время существования ее учредителями были либо действующие и бывшие сотрудники администрации города, либо аффилированные с ними лица. Наибольший интерес к этой компании был проявлен заместителем руководителя администрации Балашихи Анной Божухиной, успевшей побывать и совладельцем, и руководителем расчетного центра, а сегодня выступающей в роли его защитника перед жителями. Т.к. юридической формой компании является ООО (а не МУП, как в большинстве подмосковных городов), то цель его, согласно российскому законодательству - получение прибыли. Прибыли в карман его учредителей. Месячный объем коммунальных платежей от населения Балашихи составляет сегодня порядка 300 млн рублей. Стоимость своих услуг ИРЦБ официально не раскрывает, ссылаясь на коммерческую тайну. По некоторым сведениям, она составляет от 1,8 до 6% от общего объема платежей, процент разный для разных управляющих компаний. Соответственно, цена вопроса измеряется десятками миллионов рублей в год.
КАК ЭТО РАБОТАЕТ?
Что говорит администрация города
Жители оплачивают полную сумму за услуги УК и поставленные ресурсы на счет ИРЦБ. Расчетный центр самостоятельно разделяет денежный поток между поставщиками тепла, воды и электричества (при отсутствии прямых договоров абонентов с (БЭЛС). По утверждению чиновников, именно эта схема гарантирует, что недобросовестные УК не смогут присвоить себе деньги ресурсников. Для жителей и УК система удобна тем, что она прозрачная, а информация аккумулируется в едином центре, никуда не теряется, является максимально объективной, и в любую минуту может быть скорректирована управляющими компаниями и жителями, согласно актуальности происходящего. Кроме того, ИРЦБ успешно занимается выбиванием» долгов, используя для этого исключительно законные методы.
О чем предпочитает молчать
На самом деле чиновники лукавят. Полученные от жителей средства идут по другой схеме – они поступают на счет ИРЦБ, который переводит их на счета управляющих компаний, которые в свою очередь первым делом оплачивают все ресурсы, включая потребленные, но не оплаченные населением, а уже остатки расходуют на содержание и ремонт домов, зарплату собственным сотрудникам, налоги.
Недобросовестные УК оставляют деньги себе, накапливая огромные долги перед ресурсниками, что впоследствии оборачивается для жителей массовыми отключениями этих ресурсов. Еще одна большая головная боль и для жителей, и для УК – это огромное количество ошибок, который ИРЦБ делает при начислениях. Сплошь и рядом происходят случаи, когда добросовестные плательщики получают в квитанциях какие-то мифические многотысячные долги. Или видят в них такие цифры за потребленные ресурсы, которые просто не укладываются в голове.
Ориентируясь на данные в некоторых платежках, можно сделать вывод, что одни жильцы организовали в своих квартирах подпольные алюминиевые заводики, другие - три раза в день купают в своих ванных слонов и других крупных и сильно испачкавшихся животных.
Что касается работы с должниками, то тут тоже не все так гладко, как рапортуют чиновники администрации. Согласно закону, должниками считаются собственники более трех месяцев не оплачивающие коммунальные услуги. Перед тем как перейти к такой мере как ограничение ресурсов, ИРЦБ обязано: в первый раз – за месяц предупредить нерадивого гражданина, во второй – за три дня. И четко согласовывать свои действия с управляющей компанией, так как именно УК, а не ИРЦБ имеет договор с жителями.
На практике ни жители, ни управляющие компании понять логику ИРЦБ в этом вопросе не могут, так как напоминает она больше «метод научного-тыка». Выбранная «жертва» без объявления войны в один момент просто оказывается без света и прочих коммунальных благ. Мало того, что ИРЦБ в данном случае грубо нарушает законы, еще и без стеснения сваливает все на ресурсников или УК. «Это вам электрики управляющей компании (БЭЛСа) свет отрубили, мы тут ни при чем», - вот наиболее часто встречающийся ответ работников ИРЦБ. УК же зачастую даже не обладают информацией о мерах, которые предпринимает ИРЦБ, поэтому отправляет жителей выяснять все вопросы в расчетный центр. Там же, в свою очередь, человек часто получает
«путевку» обратно в УК.
На то чтобы разобраться и исправить ситуацию, рядовому гражданину требуется несколько дней, которые он тратит на безрезультатные хождения между УК и ИРЦБ.
ПОЧЕМУ НИЧЕГО НЕЛЬЗЯ ИЗМЕНИТЬ И ИЗБАВИТЬСЯ ОТ "ПРОКЛАДКИ"?
Что говорит администрация города
Расчетный центр необходим в любом случае. Независимо от того, будет ли он единым общегородским, или каждая УК организует свой. Стоимость коммунальных услуг от этого не поменяется, т.к. на содержание бухгалтерии хоть так, хоть по-другому, необходимы средства. Те самые 1,8 – 6% как раз на эти цели и уходят. Управляющим компаниям удобнее взаимодействовать с ИРЦБ, нежели строить собственную систему расчетов и нанимать штат бухгалтеров.
О чем предпочитает молчать
Ни жителей, ни УК, как правило, не устраивает качество работы ИРЦБ, однако избавиться от этой организации в своих взаиморасчетах ни те, ни другие не могут или не хотят. Первые, потому что имеют договора с УК и повлиять на ее взаимоотношения с подрядчиками не в силах. УК же получили настолько настоятельные рекомендации от горадминистрации
работать именно с ИРЦБ, что предпочитают помалкивать, догадываясь о возможных последствиях отказа от навязанного сотрудничества.
ЧТО ПРОИЗОШЛО?
Что говорит администрация города
На управляющие компании города в один день (как раз между праздниками) нашло массовое озарение. Они наконец-то поняли, что работать с таким ненадежным партнером, как ИРЦБ, более не могут. И не сговариваясь, в едином порыве взяли и разорвали договора со старым ИРЦБ, в тот же день заключив их с новым. Новый ИРЦБ – структура якобы надежная и проверенная, таких ошибок, которые позволял себе старый расчетный центр, допускать не будет. (Несмотря на то, что зарегистрирована она месяц тому назад и имеет юридический адрес в Москве).
И вообще, даем вам, дорогие товарищи жители, зуб и правую руку на отсечение, что теперь-то уже совершенно точно все будет хорошо.
О чем предпочитает молчать
«Старый» ИРЦБ довольно успешно работал при прежней администрации, возглавляемой бывшим главой города Владимиром Самоделовым. Соответственно, сливки с этой конторы собирались в строго определенных этой прежней командой местах.
Состав городского руководства за последний год претерпел существенные изменения, а вот состав учредителей ИРЦБ – нет. Можно предположить, что среди акционеров расчетного центра в определенный момент естественным образом возникли разногласия, связанные именно с распределением прибыли. Цивилизованно договориться между собой учредители, вероятно, не смогли. Поэтому часть из них, заручившись поддержкой «новой команды администрации», быстренько зарегистрировали новое ООО и в авральном режиме перебросили на него все функции старого, ну и многомиллионный оборот коммунальных платежей тоже. Теперь контроль над деньгами жителей оказался в «правильных» руках!
Еще один интересный момент – вместе с финансами горожан в новое ИРЦБ перетекли и подавляющее большинство сотрудников прежнего платежного агента, и вся расчетная база вместе с компьютерами, программным обеспечением и даже мебелью.
Только вот никаких улучшений в связи с приходом нового ИРЦБ пока не наблюдается. Напротив, смена юрлица внесла сумятицу и бардак в платеж-ки, где жители снова увидели несоответствующие действительности цифры. Управляющие компании и ресурсники вообще оказались в нелепой ситуации – с начала работы нового расчетного центра до первых чисел июня на их счета со стороны ИРЦБ не поступило ни копейки.
ЧТО БУДЕТ ДАЛЬШЕ?
Что говорит администрация города
Ничего не произошло, рядовая реструктуризация, которая повлияет на качество обслуживания только в лучшую сторону. Новый ИРЦБ учел ошибки своего предшественника и будет теперь работать в три раза лучше. Вы только не переживайте, а исправно оплачивайте коммунальные услуги, чтобы не оказаться в должниках! Поверьте нам!
О чем предпочитает молчать
Оплачивать коммунальные услуги необходимо. Это наша обязанность. Именно по причине того, чтобы не оказаться в должниках со всеми вытекающими последствиями. Но оплачивать можно по-разному. И ИРЦБ – не панацея от всех бед, а порою, даже их причина. А предложения от жителей, ресурсников и управляющих компаний поступают чиновникам постоянно. Все они касаются повышения прозрачности платежей и избавления от лишних посредников. В зависимости от конкретной ситуации, это может быть и перевод оплаты напрямую управляющим компаниям, и переход на прямые договора с ресурсниками, и введение системы многоштрихкодовости… В край-нем случае можно воспользоваться предложением Правительства Московской области о переводе всех коммунальных платежей муниципалитетов Подмосковья на региональное Государственное унитарное предприятие (ГУП), специально созданное для этих целей. Ну, или на худой конец, все-таки наладить нормальную работу собственного Информационно-расчетного центра.
Но пока администрация Балашихи предпочитает не относиться к этим предложениям всерьез. На каждое из них у чиновников имеется масса возражений, основная часть которых сводится к запугиванию жителей, что будет только хуже. И тогда уж, совершенно точно, до наших денег доберутся неизвестные доселе мошенники. А раз деньги находятся под крылышком администрации, ничего дурного с ними случиться не может. По крайней мере, пока у власти находятся люди, которые сегодня
поручились за ИРЦБ. Только вот, что будет, если они неожиданно поменяются?
А что если нашим уважаемым чиновникам перестать думать о своих жителях хуже, чем мы есть, и предоставить нам самим право решать, на что тратить наши деньги? Почему не прислушаться к нам? Вариантов масса, так давайте же их публично обсуждать!
А не дожидаться, когда активные горожане пригрозят митингами и массовыми жалобами во все инстанции, не приглашать после этих самих активистов по секретным спискам на свою территорию.
Пока же ситуация явно противоречит логике и здравому смыслу. У жильцов заключены договоры с управляющей компанией, которую они в большинстве случаев сами и выбирали на общих собраниях. Она предоставляет им услуги и платит ресурсоснабжающим организациям. Зачем в этой схеме нужен посредник с капиталом в 10 тыс. рублей, которого никто не выбирал, но именно через него проходят миллионные потоки платежей жителей– самый интересный вопрос в этой истории.
Точного ответа на него жильцы не знают, хотя риски этой схемы отчетливо видны. То, что говорят чиновники в пользу существования в системе платежей посреднической структуры, пока тоже не очень успокаивает. Тем более что уж слишком многое они замалчивают.